Пожалуй, каждому из родителей хотелось бы, чтобы ее ребенок вырос творческой личностью. Ни чем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция — все эти факторы являются необходимым условием творческих способностей ребенка, который потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка
Не приходится сомневаться в том, что успешность в творчестве скрывается в личном эмоциональном восприятии и эмоциональном опыте, полученном в раннем детстве. Зародыши творческого потенциала личности ребенка кроются за детскими фантазиями, эмоциональными впечатлениями, индивидуальным восприятием происходящего.
Ошибки в развитии творческих способностей детей
Однако взрослым такое особое восприятие реальности кажется достаточно примитивным и не стоящим особого внимания. Порой можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Сильный стресс у ребёнка. Что делать?
Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник — на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.
Роль родителей в развитии творческих способностей ребёнка
Современные родители не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться — это игра, творчество, свободный полет фантазии.
Играя вместе со своим ребенком, проявляя фантазию, взрослые могут измениться сами и тем самим развивать творческий потенциал личности ребенка Сказкотерапия для детей
Только человек, который постоянно развивается, может поддержать малыша в его рассказе о волшебной собачке, которую ему подарили, построить домик из старых коробок, перевоплотиться в несуществующее животное и пригласить в гости соседского котенка и машинку. Основа творческой активности и развития творческого потенциала ребенка — это сочинение сказки, игры в рифмы, написания стихотворения совместно со своим годовалым ребенком.
Методы развития творческих способностей детей
Интересно, что методы народного воспитания заключают в себя развитие воображения у ребенка. Для развития творческих способностей ребенка можно приспособить любой бытовой предмет в игрушку начиная от катушки с нитками, цветных ленточек и кусочков материи, деревянные палочки, ветки, до перевязанного рукава или носки в виде головы и с юбочкой снизу. Во время занятий домашней работой, родитель усаживает малыша рядом и дает ему возможность поиграть с разными бытовыми предметами. Когда ребёнок — вундеркинд
Деревянную ложку можно скатывать по руке, с колена, с подушки, положить на голову ребенка, или поставить на полку, при этом приговаривая: «Ай, куда забрался! А ну-ка достань его! Ах, какой красивый, сверху тобой любуется, и улыбается! »
В народе в творческих играх любой предмет может быстро менять свое значение: камушки, которые до этого были курочками и цыплятами, мгновенно превращаются в солдатиков или поезд с вагончиками. Деревянная ложка, перевязанная платком, представляет важную даму, а через минуту она может стать люлькой с малышом, если развязать платок и покачивать ложку на нем.
Так же для развития творческих способностей можно использовать игру — драматизацию, в которой сам ребенок является главным объектом обыгрывания. С малышом делают, к примеру, такие мнимые действия как: «Ой, сейчас как заброшу на дерево такого непоседливого ребенка!» — И сразу же добавляют: «Нет, не сделаю так, потому что мой Ванечка послушный и добрый!».
Развитие эмпатии у ребёнка. Упражнения
Игры, в которых взрослые изображают какого-то животного, например, быка или коня, при этом, предлагая малышу покататься и почувствовать, как сложно удержаться на лошади, когда она виляет хвостом. Такого рода забавы тренируют память ребенка, благоприятно влияют на развитие воображения, развивают эмоциональную сферу и стремление познавать мир.
Особенное значение для развития творческого потенциала личности ребенка имеет использование прибауток и присказок, сопровождение игр похлопыванием и притоптыванием, совместные игры, в которых малышу нужно двигаться со взрослым в такт. В сопровождении ритмичной простой мелодии легче запоминаются новые слова, словосочетания и даже стихотворные строчки. При регулярном использовании таких игр малыш и сам начнет рифмовать слова, подбирать рифму к новым названиям.
В развитии творческих способностей ребенка важно родителям не пропустить тот момент, когда малыш начнет это делать, поддержать его, похвалил его новую способность, обязательно стимулировать дальнейшее развитие этого таланта. Для этого вы можете предложить ребенку выучить короткое стихотворение, вполне вероятно, что даже на иностранном языке, детскую песенку или танец, который сопровождается стихами и ритмичной мелодией.
Особенности детского восприятия
Будьте готовы к тому, что многое малыш видит по — своему, восприятие мира у ребенка отличается от восприятия взрослого. Не следует подчиняться стереотипам в обучении малыша, даже в случае положительного опыта использования каких-либо методов развития творческих способностей ребенка у ваших знакомых.
Следует создавать ребенку условия для развития его индивидуальных возможностей, исходя из потенциала малыша. Ведь, в итоге, главное — насколько проявится творческий потенциал личности ребенка, и насколько реализуются его возможности, а не воспитание гения.
Какие условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Однозначного ответа на эти вопросы психологи еще не дали. Американский психолог Дж. Смит уверяет, что обучение творчеству станет возможным, если будут созданы следующие основные условия.
Условия развития творческого потенциала ребёнка
1. Физические, то есть наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними; Последствия жестокого обращения с детьми
2. Социально – экономические, при которых ребенок испытывает чувство внешней безопасности, то есть знает, что его творческие проявления не получили негативной оценки со стороны взрослых;
3. Психологические условия развития творческих способностей ребенка, когда формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Американский психолог Дж. Гауэн разработал полезные рекомендации по развитию творческого потенциала ребенка. Вот самые интересные из них:
1. Создать ребенку уютную и безопасную психологическую базу для ее поисков, к которой она могла бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
2. Поддерживайте склонность ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительных оценок его творческих идей.
3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении.
Что ещё способствует развитию творческого потенциала ребёнка?
4. Разрешайте ребенку иногда побыть одному и позволяйте, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки может притормозить развитие творческого потенциала ребенка.
5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Что делать, если ребёнок стал агрессивным?
6. Для развития творческих способностей помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
7. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их таким образом понятными окружающим.
8. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты, какими бы неудачными они не были. Относитесь к ним с теплом: малыш стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
9. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом» и порой полагаться в познании на риск и интуицию; вероятнее всего, именно это поможет сделать настоящее открытие. Вот что дает толчок развитию творческого потенциала ребенка.
10. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и преодолеть негативную реакцию сверстников.
Чем больше вы предоставляете возможностей для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.