Развитие эмоций детей
Дети только учатся управлять своими эмоциями, взаимодействуя с другими людьми. Они наблюдают за тем, как взрослые справляются со своими эмоциями и берут информацию из того, как с ними ведут себя в разных эмоциональных ситуациях. Из этого опыта они берут полезные или вредные уроки.
Когда взрослые игнорируют эмоции детей, дети чувствуют, что их чувства не имеют значения для взрослых или просто “неправильные”. Эмоциональные проявления человека
Взрослые часто позволяют себе вести себя неправильно – они навязывают, запрещают, необъективно трактуют действительность, допускают внезапные изменения в собственном поведении. Они делают это, например, когда хотят избежать неприятной ситуации или сладить ее остроту.
Эффект в этом случае получается обратный. При этом ситуация не просто не решается, а обостряется, и дети лишаются возможности понять то, как можно было справиться со своим состоянием.
Как не нарушить эмоционального развития ребёнка?
Определяйте наличие у детей эмоций, не опровергайте их. Иногда взрослые отрицают наличие чувств у детей, накладывая запрет на эмоции. Слова “ не бойся ”, “ нельзя сердиться ”, “ давай, улыбнись ”, “ чего здесь плакать? ” – опровергают сами эмоции.
Иногда взрослые уменьшают эмоции детей – “ничего здесь страшного нет”, “Ничего с тобой плохого не случится”. Как правило, взрослые хотят сделать как лучше, но, к сожалению, такая реакция взрослых анализирует детям, что их чувства и эмоции неправильные, не принимаются взрослыми, что они поступают неправильно. Родительская вина
Правильная стратегия в таких случаях – определить чувства ребенка и попытаться объяснить, почему нужно делать как-то иначе.
Правильная стратегия развития эмоциональной сферы ребёнка
Шутить над ребенком или стыдить ее, чтобы вывести из эмоционального состояние, по меньшей мере, неправильно. Дети обижаются, когда слышат: “ Ты же не маленький ”, “ Ты же не девочка ”, “ Вот я бабушке расскажу, как ты себя ведешь ” Такое публичное принижение подрывает веру в справедливость и любовь взрослого, заставляет сомневаться в собственной правильности и адекватности.
Признайте наличие у детей страха и не давите на детей, когда они чего — то боятся.
Ошибочно рассуждать, что если детей оставить один на один со своими страхами А если вырастет страх, то дети преодолевают его.
К сожалению, когда страхи вырастут, они могут остаться на всю жизнь. А неправильное поведение взрослых в этой ситуации может подорвать доверие к ним. Страхи следует признавать и помогать ребенку постепенно преодолевать их. Определяйте наличие сложных, болезненных ситуаций в развитии эмоций детей. Как понять подростка?
Иногда, чтобы защитить детей от болезненного эмоционального опыта, взрослые искажают то, что происходит. Взрослые должны тщательно подбирать слова и объяснения, чтобы не навредить развитию эмоций детей.
Дети редко удивляются тому, что делают взрослые в том случае, если поведение их вообще трудно понять. Однако если настроение взрослых резко меняется (от веселого до сердитого. От внимательного до равнодушного) без каких-либо причин, дети начинают их бояться.
Важно объяснить детям, что происходит, и вести себя так, чтобы поведение было предсказуемым и вызвала у детей доверие. Развитие эмоций детей предполагает последовательность в воспитании, и старайтесь не допускать у себя резкой смены настроения.
Признание и осознание эмоций способствует эмоциональному развитию ребёнка
В западных странах родители начинают говорить с детьми об их эмоциях сразу же после рождения. Тем самым знакомят детей с “эмоциональным” словарем. Например, когда ребенок капризничает и отталкивает одного из родителей, то взрослый проговаривает для ребенка его чувства: «Сережа, ты сердишься».
Тем самым родители связывают приобретенный опыт ребенка с понятием гнева, показывает ребенку, что ее эмоциональное состояние понятно и поддается описанию. А с тем, что понятно, что поддается описанию, легче справиться. В случае такого поведения взрослых дети учатся лучше понять и свое состояние, и состояние других людей. Таким образом происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка. Как стать хорошей и счастливой мамой?
Как же научиться правильному развитию эмоций у детей?
Во — первых, внимательно наблюдайте за детьми Значение или смысл любой ситуации можно понять до конца, понимая общий контекст, конкретной ситуации.
Фиксируйте эмоции и следите за выражением лица ребенка, за его жестами, движениями, звуками или словами. Определите, что чувствует ребенок и скажите это словами, обращаясь к ней: “ Ты, кажется, обеспокоен чем-то? ”, “ У тебя довольный вид ”.
Развитие эмоционального интеллекта ребёнка
Описывая эмоции, используйте разные слова. Начните со слов, которые описывают базовые эмоции: радостный, грустный, сердитый, испуганный. Затем постепенно используйте слова, чтобы как можно точнее определить эмоции и чувства: доволен, разочарованный, раздраженный, утомленный, взволнованный. Про эмоциональный интеллект человека
После нового слова объясните его значение предложением. Например “ Ты разочарована, Катенька? Никак не можешь сложить пирамидки ”. Даже когда ребенок еще не понимает этих слов, вы сами привыкнете наблюдать и как можно точно будете описывать это проявление.
По мере взросления человека ваши слова будут приобретать для него все больше и больше смысла, и они уде все лучше и лучше разбираться в своих чувствах.
Особенности развития эмоциональной сферы детей. Помогайте своему ребёнку рассказывать о своих чувствах:
- Начните с простымх вопросов, которые предполагают ответы “ да ” или “ нет ”.
- По мере того, как дети приобретают практические знания и умения, подсказываете им простые слова, которые можно использовать для самовыражения.
- Помогайте детям рассказывать о своих чувствах, замечать и понимать чувства других людей = это и есть развитие эмоций детей.
- Для того, чтобы общаться с другими людьми, ребенок должен научиться понимать, что они чувствуют по мере взросления ребенка и обретения им опыта.
- Описывайте чувства других людей. Выделяйте конкретные аспекты поведения, привлекайте внимание детей к событиям, которые вызывают эмоции.
- Определяйте право детей на эмоции, но не допускайте разрушительного поведения.