Всего два десятка лет назад считалось, что развитие мозга в основном заканчивается в детском возрасте. Но теперь мы знаем, что у человека процесс формирования мозга занимает до двадцати пяти лет. В течение десяти лет происходит важная реорганизация нейронных сетей, существенно влияющая на то, какими мы станем.

Гормоны, циркулирующие по всему телу, вызывают видимые физические изменения, постепенно превращая нас во взрослых людей, однако в нашем мозгу происходят изменения не меньшего масштаба. Они оказывают решающее влияние на то, как мы себя ведем, как реагируем на окружающий мир. Как достичь любой цели?

 

Одно из этих изменений связано с формированием ощущения своего «я», а вместе с ним и стеснительности, которое испытывают в подростковом возрасте.

Чтобы понять, как работает мозг подростка, был проведен простой эксперимент

Дэвид Иглмен со своим аспирантом Рики Савджани попросили добровольцев сидеть на табурете в витрине магазина и смотреть на улицу, одновременно подставляя себя под любопытные взгляды прохожих. Прежде чем выставить каждого добровольца на всеобщее обозрение, испытуемого подготавливали для оценки эмоциональной реакции, подключая к нему прибор для измерения кожно-гальванической реакции (КГР) — надежного индикатора волнения.

Чем шире открываются потовые железы, тем выше электрическая проводимость кожи. (Кстати, эта же технология используется при проверке на детекторе лжи, или полиграфе.)

В эксперименте участвовали как взрослые, так и подростки. Испытуемые сидели в витрине магазина под любопытными взглядами прохожих. По итогам проведенного исследования оказалось, что подростки смущались больше взрослых, что отражает особенности развития мозга в подростковом возрасте. У взрослых наблюдалась стрессовая реакция, когда на них смотрели незнакомые люди, что соответствовало ожиданиям экспериментаторов.

 

Однако у подростков та же ситуация вызывала куда более сильный отклик: когда их разглядывали прохожие, они нервничали гораздо сильнее – вплоть до дрожи.

Откуда такая разница в поведении взрослых и подростков? Ответ кроется в участке мозга под названием «медиальная префронтальная кора» (МПК). Эта зона активизируется, когда вы думаете о себе, особенно при эмоциональной оценке ситуации.

Доктор Леа Соммервиль и ее коллеги из Гарвардского университета выяснили, что при переходе из детского в подростковый возраст МПК становится более активной в социальных ситуациях, причем пик активности приходится приблизительно на пятнадцать лет. В подростковом возрасте социальные ситуации оказывают огромное эмоциональное воздействие, вызывая сильнейшую стрессовую реакцию смущения.

То есть у подростков размышления о себе – так называемая «самооценка» – имеют наивысший приоритет. Зачем нам нужна самооценка?

В отличие от взрослых, которые уже привыкли к осознанию себя, как привыкают к новым туфлям, и поэтому не особенно волнуются, сидя в витрине магазина.

Сверстники оказывают сильное влияние на поведение подростков

Это объясняется тем, что области мозга подростков, участвующие в социальных оценках, сильнее связаны с другими зонами мозга, которые преобразуют мотивацию в действие. Эта физиологическая особенность подросткового возраста, полагают ученые, может объяснить, почему подростки чаще рискуют в присутствии друзей.  Основные проблемы современных подростков

Формирование подростка. Физиологические особенности развития мозга подростков

Когда заканчивается детство, непосредственно перед пубертатным периодом, наблюдается второй период интенсивного роста: в мозгу подростка возникают новые клетки и новые связи (синапсы), формируя новые пути. За этим ростом следует десятилетие активной очистки: в течение всего подросткового периода слабые связи удаляются, а сильные укрепляются.

рискованное поведение подростков

В результате этого объем префронтальной коры мозга уменьшается приблизительно на 1 % в год вплоть до окончания пубертатного периода. Поскольку эти масштабные изменения происходят в отделах мозга, необходимых для высшей интеллектуальной деятельности и управления желаниями, подростковый возраст – время серьезных когнитивных перемен. Загадки нашего мозга

Префронтальная кора играет важную роль в контроле за побуждениями, взрослеет в последнюю очередь, и этот процесс заканчивается уже после двадцати лет.

Задолго до того, как нейробиологи выяснили подробности этого процесса, страховые компании обратили внимание на последствия незрелости мозга – страховка автомобиля для тех, кому меньше двадцати лет, обойдется гораздо дороже. Уголовное право также давно учло этот аспект, и отношение к подросткам иное, чем к взрослым преступникам.

Благодаря изменениям в разных отделах мозга, участвующих в процессах вознаграждения, планирования и мотивации, в подростковом возрасте наше ощущение своего «я» серьезно меняется.

Рискованное поведение подростков

Кроме неловкости в социальных ситуациях и эмоциональной сверхчувствительности, мозг подростка предрасположен к риску. Родительская вина

рискованное поведение подростков

Будь то превышение скорости на дороге или публикация фотографий в обнаженном виде, рискованное поведение для мозга подростка гораздо соблазнительнее, чем для мозга взрослого. В основном рискованное поведение подростка связано с его реакцией на поощрения и стимулы.

При переходе от детства к подростковому возрасту мозг все сильнее реагирует на поощрения в зонах, связанных со стремлением к удовольствию.

 

У подростков активность этих зон такая же высокая, как у взрослых. Но следует учитывать один очень важный факт: активность глазнично — лобной коры, играющей важную роль в таких процессах, как принятие оперативных решений, внимание и симуляция будущих последствий, у подростков остается такой же, как в детстве. Как понять подростка?

А это означает, что подростки не только эмоционально сверхчувствительны, но также в меньшей степени, чем взрослые, способны контролировать свои эмоции.

Важно знать, что рискованное поведение подростка не просто результат выбора или взглядов. Это продукт периода интенсивного и неизбежного изменения мозга. Взгляд подростка на мир определяется последовательностью изменений в мозгу, которые подчиняются определенному расписанию. Эти изменения заставляют подростков стесняться, рисковать, а также делают подростковое поведение зависимым от мнения сверстников.

Статья подготовлена с помощью книги «Мозг: ваша личная история». Автор: Дэвид Иглмен