Старший школьный возраст – это только начало юности.

Особенности развития личности в юности

Психологическая готовность ко взрослой жизни предполагает наличие способностей и потребностей для самореализации, потребности в общении со взрослыми и сверстниками, умении общаться, но и также потребности в уединении, способности к рефлексии, развитое теоретическое мышление, устойчивость самосознания, появление стремления к самовоспитанию, профессиональное самоопределение, активное формирование мировоззрения. Все эти новообразования или приобретения составляют основу развития личности в юности.

Как помочь ребенку выбрать профессию?

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического (в частности, полового) созревания, а с другой – достижение социальной зрелости.

 

Психологические особенности развития личности в юности

Содержанием общения являются проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Пройти тест «Цель — Средство — Результат»

В межличностном общении со взрослыми у юношей и девушек появляются свои особенные потребности, например, потребность и право самостоятельно решать личные вопросы, потребность и право иметь собственные привязанности, потребность и право на собственные взгляды; возникают проблемы авторитета родителей, взаимопонимания во взаимоотношениях с родителями; неравномерность общения.

Развитие личности в юности
Для эффективного взаимодействия психологи рекомендуют в общении применять метод сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки.

Следующий аспект развития личности в юности — это Отношения со сверстниками.

Особенности развития личности в юности: значение дружбы

Не менее важна для этого возраста и потребность в общении со сверстниками. Потребность в интимной дружбе возникает у девочек на 1,5-2 года раньше, чем у мальчиков, при этом дружба девочек более эмоциональна. Что значит дружить? 

Юношеская дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью, она многообразна, стремительно расширяется круг друзей.

Межличностное общение играет ключевую роль в развитии личности в юности. С помощью общения с друзьями подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам не могут сообщить взрослые. 25 принципов саморазвития

Развитие личности в юности

В юношеском возрасте благодаря общению и взаимодействию со сверстниками вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми, активно формируются коммуникативные навыки, которые так сильно пригодятся во взрослой жизни.

 

Самосознание как фактор развития личности в юности

Центральное место в развитии личности в юности занимает развитие самосознания.
Самосознание в этом возрасте приобретает целостность. Это возраст открытия собственного Я, собственного мира мыслей, чувств, переживаний, поиска смысла своей жизни.

Еще одной особенностью развития личности в юности является  стремление познать себя как личность, которое приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. В итоге  к юноше приходит осознание собственного «Я» и осознание своего положения в мире. Все больше возрастает независимость самооценки от мнения родителей и учителей.  Формируем здоровую самооценку. Узнать как?

Становление мировоззрения и развитие личности в юности

Решающим и важнейшим этапом развития личности в юности становится формирование и становление мировоззрения.

Это выраженное сознательное отношение к жизни, обобщенные представления о мире в целом, о людях, о самом себе. Главным образом процесс становления мировоззрения в развитии личности в юности решает социальные и нравственные проблемы, в основном связанные с поиском смысла жизни.

Нельзя не отметить появление повышенной эмоциональной восприимчивости, эмпатии, стремления к близости и душевности в отношениях, к пониманию, в конце концов любви, которая в значительной мере влияет на развитие личности в юности.