Период юности — это переходной этап от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни и относительно самостоятельный период, который имеет собственную ценность. В психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Выделяют раннюю юность (от 15 до 17 лет) и позднюю юность (от 17 до 21 года).

 

Психологические особенности ранней юности

Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности.

На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Развитие личности в юности

В юности встает задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути. Общество и окружение юноши ставит перед ним задачу определиться с выбором профессии. И такое профессиональное самоопределение становится главным новообразованием (приобретения) личности в юности.

Личностные приобретения  диктует юноше или девушке менять собственное отношение к будущему, и свое представление о нем. Он как бы смотрит на настоящее с позиции будущего. Центральное место в жизни юношей занимает построение жизненных планов и перспектив.

как помочь ребенку выбрать профессию

И только в поздней юности человек завершается процесс самоопределения и начинается переход к самореализации.

Психологические особенности поздней юности

«Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность.

Психологические особенности юности и профессиональное самоопределение

С профессиональным самоопределением в своей жизни человек может сталкиваться несколько раз. Но психологи выделяют 4 этапа проф. самоопределения в юности .

Этапы профессионального самоопределения в юности

  1. В детстве ребенок проигрывает некоторые элементы поведения, связанного с той или иной профессией.
  2. В младшем подростковом возрасте в основном фантазируют и видят себя в мечтах представителем той или иной профессии.
  3. Следующий этап профессионального самоопределения в юности  — это предварительный выбор профессии (охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, где происходит сортировка и оценка разных видов деятельности с точки зрения интересов учащегося, затем — его способностей, наконец, с точки зрения системы ценностей).
  4. И наконец, сам выбор профессии, специальности, следствием чего является практическое принятие решения. Как уверенно принимать решения?

Особенности юности: Как выбрать профессию?

На выбор своей будущей профессии или специальности влияют несколько объективных и субъективных условий. Например, престижность профессии, материальное и социальное положение, уровень образования родителей, уровень информированности и притязаний.

Особенности юности

Обычно подростки, выбирая свою будущую профессию стремятся получить более высокое образование и квалификацию, несмотря на социальный или материальный статус своей семьи.

Интересно! Психологи также уже свидетельствуют о том факте, что уровень образования родителей абитуриента важнее для него, чем их материальное благосостояние.

Психологические особенности юности: Что влияет на выбор профессии?

Также при принятии решения подростки обычно ориентируются на общественное мнение, их влечет престижность и элитность выбранной профессии, они охвачены мечтами о быстрой карьере и богатстве. Здесь их винить не в чем, потому что они находятся под влиянием манипуляций средств массовой информации.

 

Однако не стоит забывать о том, что престижнее профессия, тем ней больше будет претендентов на одно и то же место, а в будущем и конкурентов, а это значительно повышает требования к личности и ее способностям на рынке труда.

Очень часто бывает так, что старшеклассник просто не знает кем он хочет быть, затягивает с выбором профессии и с принятием решения. Это связано прежде всего с тем, что он не имеет выраженных и устойчивых интересов.

Как выбрать профессию
И встречается ситуация наоборот, когда будущий абитуриент уже давно и четко определился со своей профессией, становится очень категоричным по отношению к другим специальностям и не желает рассматривать другие варианты.

Особенности юности: Как помочь ребенку выбрать профессию?

И в том и другом варианте просто необходима грамотная педагогическая коррекция и мудрый подход родителей к данной проблеме. Психологическая установка на успех

Чтобы помочь ребенку выбрать профессию необходимо на протяжении всей учебы расширять кругозор и его интересов, приобщать к труду и знакомить его с различными видами деятельности.

Если же старшеклассник уже определился с выбором, перед самим принятием решения, еще раз дать ему возможность пересмотреть другие варианты, чтобы его окончательный выбор не разочаровал его в будущем. Таким образом помочь ребенку выбрать профессию.

 

Очень важен и уровень притязаний старшеклассников, который включает оценку своих способностей и возможностей. Завышенный уровень личных притязаний конечно стимулирует юношей и девушек к преодолению всевозможных трудностей и к личностному росту. Но здесь также важна вера в собственные силы и способности.

Помочь ребенку выбрать профессию поможет грамотная профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация должна прежде всего:

— соответствовать важнейшим жизненным целям и учитывать потребности самого старшеклассника, его индивидуальные особенности (темперамент, склонности, физиологические особенности);
— разъяснить непосредственную зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от готовности к самоотдаче в труде и самостоятельности в реализации жизненных целей;
— рассказывать им об удачных и неудачных жизненных примерах, связанных с выбором профессии и условиями труда.

Необходима разумная и не коррекция профессионального выбора, основанная не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у учащегося способности самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы, своевременно корректировать их.