Развитие личности подростка и его мировоззрение

В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации, начинает формироваться мировоззрение.

Формируется моральное мировоззрение личности подростка, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы Установление такой иерархии ведет к стабилизации моральных качеств личности подростка.

Уже в этом возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка. В убеждении находит свое выражение широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.

 

Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов, пик любознательности приходится на 11-12 лет. Однако проявления любознательности поверхностны. Это одна из особенностей развития личности подростка.

Приобретения как фактор развития личности подростка

В становлении и развитии личности подростка центральным новообразованием или приобретением является новый уровень самосознания, начинают появляться новые и меняться старые представления человека о самом себе, а также осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценки личности подростка; субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность.

Развитие личности подростка

Самооценка личности подростка носит противоречивый характер: с одной стороны, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как ребенка, с другой — подросток глобально реагирует на общественную оценку его личности особенно если она негативна. При этом примерно треть подростков дают сами себе отрицательную характеристику.

Такое отрицательное отношение к собственной личности у подростков в значительной степени связано с тем, что он смотрит на себя якобы извне, интерпретируя представления и оценки взрослых.

Необходимо научить подростка вырабатывать собственные критерии оценки самого себя и опираться на сильные стороны своей личности.

И только лишь в конце подросткового возраста постепенно самооценка меняется и возникает самооценка как стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.

 

Социализация в развитии личности подростка

Доминирующие потребности в развитии личности подростка:

— потребность в общении со сверстниками,
— потребность в самоутверждении,
— потребность быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым. Подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.

Ключевым фактором развития личности подростка являются взаимоотношения со взрослыми

Серьезные изменения претерпевают отношения подростка со взрослым миром (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними.

В процессе формирования и социализации личности подросток начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому.

Типичные ошибки родителей в воспитании подростка

Подросток требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумные и зрелые. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности.

 

Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве фактора, который образует конфликт.

Почему подростки грубят родителям? 

Внимательные, любящие и ответственные родители должны понимать, что с взрослением ребенка  и становлением личности подростка надо считаться: не навязывать своего внимания, быть готовыми обсудить проблемы подростка и позволять сохранить ему чувство самоуважения.

Психологические основы воспитания подростков

Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, обычно характеризуются развитой способностью самостоятельно анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, поведение этих подростков и взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».

Взрослость в становлении и развитии личности подростка

В процессе развития личности подростка возникает чувство взрослости. По определению психолога Д. Б. Эльконина, это «новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».

Развитие личности подростка

Это стержневая особенность личности подростка, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру. Что значит быть взрослым?

Развитие личности подростка: виды взрослости

— подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение);

— стремление мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость;

— социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку),

— интеллектуальная взрослость личности подростка, связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования.

Развитие личности подростка

Чувство взрослости в развитии личности подростка обнаруживает себя по-разному.

Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости — принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения.

Эгоцентризм и развитие личности подростка

И наконец, еще одно новообразование, которое появляется в критическом трудном возрасте — это подростковый эгоцентризм.

Вследствие интенсивного анализа собственного поведения, своих личностных качеств и постоянной оценки самого себя у подростка создается иллюзия, будто окружающие его люди постоянно оценивают его действия, поведения, чувства, внешний вид, образ мышления и т. д. Так называемый феномен «воображаемой аудитории».

 

И с другой стороны эгоцентризм в развитии личности подростка проявляет себя в склонности преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки, подросток очень сосредоточен на своих внутренних переживаниях, и верит в уникальность этих страданий.

Подростки постепенно избавляются и преодолевают свой эгоцентризм, в основном благодаря близким межличностным и доверительным отношениям со сверстниками.

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности.

У девочек наблюдается эмоциональная впечатлительность, стремление опекать младших, большой интерес к своей внешности, гибкость и в то же время реактивность, кокетство сочетается со стыдливостью, они аккуратны, исполнительны и терпимы.

Для мальчиков же характерны раскованность в поведении, нетерпимость, часто возникает отрицательное отношение к учебной деятельности, плохо подчиняются общепринятым требованиям, и раньше чем у девочек возникают сексуальные интересы.  Памятка для родителей подростка