Для хорошего психолога особенно важным профессиональным качеством является умение слушать. Ведь не зря говорят, что лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет внимательно слушать.
Профессиональный психолог отличается активным восприятием и умением внимательно слушать. Эти качества психолога — консультанта помогают человеку раскрыться в откровенном разговоре с ним. Чтобы стать хорошим психологом вам необходимо взять на вооружение следующие приемы активного слушания Про умение слушать подробнее
Первый приём активного слушания — это не рефлексивное слушание
Это обычное активное слушание без анализа (рефлексии) сказанного собеседником. Такое не рефлексивное слушание требует от вас простого эмпатийного слушания собеседника.
Чтобы овладеть этим приемом активного слушания психологу необходимо внимательно слушать и пытаться запомнить или записать важные подробности той проблемы, с которой обратился к вам человек. Как стать хорошим психологом?
Цель приёма не рефлексивного активного слушания
Основной целью такого слушания является предоставление собеседнику возможности высказаться и таким образом облегчить свое душевное состояние. Все, что нужно делать — поддерживать собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.
Второй приём активного слушания — это выяснение или уточнений информации
Хороший психолог обязательно уточнит некоторые детали той информации, которую услышал от своего собеседника. Может ли быть стресс полезным?
Суть этого приема активного слушания в том, что психолог при возникновении непонимания или неясности фразы, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы.
Выяснение очень эффективно в беседах, в связи с тем, что очень часто на прием к психологу приходят люди в тяжелом эмоциональном состоянии. А в таком состоянии человек может говорить путано, перепрыгивать с одной мысли на другую.
Человек обычно не делает необходимых пояснений, так как ему кажется, что об этом все знают Поэтому хороший психолог должен пользоваться таким приемом активного слушания как выяснением, которое помогает человеку объяснить, что же он, собственно, хочет сказать.
«Выясняющие» вопросы демонстрируют собеседнику, что его слушают. А это придает ему уверенность в том, что его понимают Хорошему психологу важно усвоить некоторые правила использования приема активного слушания — выяснения. Для уточнения информации используйте следующие ключевые вопросы: «Что Вы имеете в виду?» «Извините, я не совсем понял Вас …» и т. д.
Хороший приём активного слушания — повторение последнего сказанного предложения в вопросительной форме
Ваши уточняющие реплики должны касаться только того, что человек говорит, но не оценивать его поведение или умение изложить свои мысли.
Чтобы человек не чувствовал, что он на допросе, используйте открытые уточняющие вопросы. Которые требуют от человека развернутого ответа, а не однозначного да или нет. Например, вместо вопроса: «Это что, трудно сделать?» — эффективнее будет спросить: «А насколько трудно это сделать?»
«Перефразирование» как приём активного слушания
Перефразировать — значит сказать ту же мысль, но несколько иначе. Этот прием активного слушания помогает хорошему психологу убедиться в том, насколько точно вы поняли слова собеседника, и двигаться дальше с уверенностью, что до сих пор все понято правильно.
Ваше перефразирование помогает собеседнику. Благодаря этому приему активного слушания у человека появляется возможность увидеть, правильно ли вы его понимаете. А в случае, если вы собеседника неправильно поняли, перефразирование, как прием активного слушания, позволяет своевременно внести необходимые исправления.
Перефразирование можно начать следующими фразами:
«Если я Вас правильно понял, то…»
«Вы поправьте меня, если я ошибся, но…»
«Другими словами, Вы считаете…» и т.п.
При перефразировании нужно ориентироваться именно на смысл, содержание сообщения, а не эмоции, которыми оно сопровождается. 5 фраз, которые не стоит говорить своему ребёнку
Для этого существует специальный приём активного слушания — «отражение чувств»
Оно помогает хорошему психологу разделить смысл сказанного собеседником от его эмоций: нервного возбуждения, взволнованности, подавленности. Суть этого приема активного слушания состоит в том, чтобы выбрать главное и сказать это своими словами.
Не стоит, желая перефразировать собеседника, перебивать его: перефразирование уместно, когда говорящий сделал паузу и собирается с мыслями, о чем говорить дальше. Наше повторение его слов в такой ситуации не только не собьет его с толку, но, наоборот, послужит фундаментом, от которого он сможет оттолкнуться, чтобы двигаться дальше.
Все приёмы активного слушания необходимы хорошему психологу для того, чтобы понять главную проблему человека, который к нему пришел за советом Ведь как известно, не всегда первично высказанная проблема, с которой к нам пришел человек, совпадает с настоящей, глубокой проблемой, которую и необходимо выяснить психологу. Как преодолеть психологический барьер общения?