«Критик – это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного». Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея

Психология критики. Правила применения критики

Критика — это обсуждение, разбор чего — нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков

Все ниже перечисленные формы критики подчиненного могут быть использованы вами как руководителем при условии, что ваш подчиненный глубоко уважает вас как начальника и ценит ваше мнение о себе. Желая выглядеть в глазах своего руководителя достойно он стерпит любую критику и приложит усилия, чтобы исправить все свои ошибки.

 

Желательно, критикуя, знать своего подчиненного и его индивидуальные особенности. Вы должны учитывать, что не все люди одинаково реагируют на критику. Одних людей можно и даже нужно поругать, а других нельзя. И тогда можно использовать подбадривающую, щадящую или даже хвалебную критику. Например, «Ну как же так! Такой талантливый человек, а работа сделана некачественно»

Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то к нему вообще нельзя применять негативные оценки, их обязательно нужно сочетать с положительными.

Виды критики

В публичной критике есть свои правила ее применения

А именно, в первую очередь, критика должна быть доброжелательной. Во вторую очередь, аргументированной, то есть основанной на фактах, примерах. Это должна быть конструктивная критика, которая указывает на ошибки и предлагает варианты устранения недостатков. И помните, лучше критиковать один на один..

Психология критики. Виды критики

«… привыкайте смотреть на критику как на восхищение, смешанное с завистью». Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

1. Подбадривающая критика
«Ничего, в следующий раз сделаете лучше, а сейчас не получилось»

2. Критика — упрек
«Ну что же вы, я на вас так рассчитывал.» или «Эх вы, я на вас так рассчитывал»

3. Критика — надежда
«Надеюсь в следующий раз вы сделаете это задание лучше»

4. Аналогия — критика
«Раньше, когда я был таким же молодым специалистом как вы, то тоже сделал такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от начальника»

5. Критика — похвала
«Ребята, сделано хорошо, но не для этого случая»

6. Критика — озабоченность
«Я очень обеспокоен сложившимся положением дел, т. к….»

7. Безличная критика
«В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Думаю они сделают для себя должные выводы и не будем называть их имена»

8. Критика — сопереживание
«Я хорошо вас понимаю, но и вы поймите меня ведь это никуда не годится»

9. Критика — сожаление
«мне очень жаль, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно»

Как правильно реагировать на критику? Неконструктивная критика

10. Критика — удивление
«Как? Неужели вы еще не сделали работу? Не ожидал от вас»

11. Критика — ирония
«Делали — делали и сделали, работка что надо, только как теперь в глаза начальнику смотреть будем?»

12. Критика — намек
«Я знал одного человека, который поступил точно так же как вы, потом ему пришлось плохо»

13. Критика — смягчение
«Наверное в том, что произошло виноваты не только вы»

14. Критика — укоризна
«Вы выполнили работу очень некачественно, да к тому же не вовремя»

Виды критики

15. Критика — замечание
«Все не так сделали, в следующий раз советуйтесь, если не знаете как выполнить задание»

16. Критика — предупреждение
«Если вы еще раз допустите такую оплошность, то будете уволены»

17. Критика — требование
«Работу вам придется переделать»

18. Критика — вызов
«Если вы допустили столько ошибок, сами выкручивайтесь из этой ситуации»

 

19. Критика — совет
«Послушайте меня, не горячитесь, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте что и как вам нужно исправить»

20. Критика может быть конструктивной
«Работа выполнена не правильно, что конкретно вы собираетесь предпринять?»

21. Критика — опасение
«Я очень тревожусь, что и в следующий раз работа будет выполнена не на должном уровне»

22. Критика — угроза
«Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры.

Психология критики. Способы реагирования на критику

«Судьба каждой истины сначала быть высмеянной, а потом уже признанной» А. Швейцер

Вот несколько правил реагирования на критику, которые помогут вам с уважением относиться ко всем и принимать любую критику.Потому что только она делает вас гораздо сильнее и заставляет прогрессировать.

  • Критика с целью помочь делу. Когда критикующий высказывается по существу, но в силу своего характера или низкой культуры делает это унизительно или демонстративно. В таком случае вам нужно обратить внимание на то, что критикующий хочет помочь делу и постараться не обращать внимание на резкость и обидный тон высказывания.
  • Демонстративная критика, то есть критика с целью показать себя, или свою эрудицию, значимость. Лучший выход здесь — уйти под каким — либо предлогом от взаимодействия с человеком, который критикует вас.
  • Ситуация когда вас критикуют с целью сведения счетов за нанесение прежних обид. Эта критика в основном завуалирована: критикующий не выдает своих эгоистических целей и намерений. В этой ситуации доказывать что — либо человеку бесполезно. Нужно строить свою защиту аргументировано, для чего необходимо заручиться поддержкой окружающих.
  • Встречается также критика с целью перестраховки, и используется людьми как средство спрятать свою нерешительность и страх перед ответственностью за что — либо.
  • «Лучшая защита — это обвинение» — под таким девизом критикующий упреждает заслуженные обвинения в свою сторону.
  • Не забывайте, что есть люди, которые периодически испытывают потребность в эмоциональной встряске и чувствует себя лучше после того, как поговорят на повышенных тонах, и не успокоятся пока не доведут себя и окружающих до определенного эмоционального накала. С этой целью такие люди могут прибегать к критике, особенно, если ее объект легко поддается эмоциональному воздействию. В таких случаях старайтесь всеми способами оградить себя от общения с такими людьми.

В любом случае, спокойно реагируйте на критику, ибо критика — лишь указание на то, что вы сделали нечто, замеченное другими.