Как ребёнок переживает потерю близкого?

Ребенок плачет об ушедшем родителе, иногда надеется па его возвращение, иногда начинает искать его, иногда описывает отчетливо — яркое ощущение его присутствия, иногда злится из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя, иногда страшится потерять выжившего родителя. В результате он может казаться тревожным и его поведение может казаться странным.

Если ребёнок стал тревожным

 

Ребенок переживает горе. Особенности переживания ребенка

Считается, что у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти. Между двумя и шестью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом (например, приведением), либо идентифицируют с покойником.

Ребенок переживает горе
Часто дети в этом возрасте (5-7 лет) считают собственную смерть маловероятной; эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам. Дети, узнав о смерти родителя или близкого родственника, проходят через шок, отрицание, гнев, депрессию и отчаяние, их одолевает чувство вины, а затем наступает постепенное принятие потери близкого человека. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.  Как сказать ребёнку о смерти?

Ребёнок переживает горе. Типичные ошибки родных людей

Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты, объясняя это тем, что не хотят расстраивать детей. Но часто причина состоит в том, что они сами не в состоянии вынести интенсивности эмоций ребенка. То, что дети не видят слез родителя, накладывает для них запрет на выражение собственных чувств: «Как я могу плакать, если я не видел твоих слез?» Если родители избегают говорить об утрате, высказать свои чувства, дети начинают прятать свои чувства и вопросы.

Мир эмоций детей

Однако сокрытие факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет ничего, кроме патологических реакций. Среди которых можно выделить:

  • энурез, заикание, сонливость или бессонница, обкусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
  • длительное неуправляемое поведение;
  • острая чувствительность к разлуке:
  • полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
  • отсроченное переживание горя (актуализированное, например, каким-либо психотравмирующим или кризисным событием);
  • депрессия (у подростков — это гнев, загнанный внутрь).

 

Когда ребенок переживает горе важно создать благоприятные условия, а именно:

1. Получение адекватной информации, откровенные ответы па вопросы ребенка.
2. Участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей.
3. Хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.

Психологические игры с детьми

Ребёнок переживает горе. Рекомендации

Ребенку нужно быть включенным в переживания всей семьи, и его эмоции ни в коем случае не должны игнорироваться. Это самое основное правило, так как ребенок тоже должен отгоревать свою потерю. В процессе переживания горя или потери ребенок приобретает опыт совладения с ситуациями потери в дальнейшей жизни.

Ребенок переживает горе

В период острого горя, ребенок должен чувствовать, «что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут». В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых (родителя пли психолога), их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать. 

Как создать благоприятную атмосферу в семье?

В любом случае, как пишет А.Д. Андреева, «невозможно дать рецепт по каждому отдельному случаю. Главное исходить из потребности ребенка в любви и внимании к нему.

Наверное, самый лучший способ помочь ребенку справиться с горем — это доверять естественному ходу самого горя, чувствовать состояние и потребности ребенка, находящегося в этом процессе.

Для ребенка важно выразить свои переживания — будь то желание поплакать или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чувства или подержаться в тишине за руки.