Тревожность — это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Если ваш ребёнок стал тревожным…
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожном состоянии ребенка
Особенности тревожных детей
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Другие причины детских страхов
Каждому ребенку присущи определенные страхи. У детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи. На 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли. В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
Причина тревожности детей кроется в нарушении детско — родительских отношений, а именно:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом.
2. Неадекватными требованиями, чаще всего завышенными.
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожный ребёнок дошкольного возраста
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.
Тревожные дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки тревожных детей низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.
Тревожные дети ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Признаки тревожных детей дошкольного возраста:
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Особенности поведения тревожных детей
Тревожному ребенку трудно сосредоточиться на чем-то. Любое задание вызывает у него излишнее беспокойство. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
Тревожный ребенок смущается чаще других. И, как правило, краснеет в незнакомой обстановке. Пуглив, многое вызывает у него страх. Как бороться с детскими страхами?
Тревожный ребенок обычно беспокоен, легко расстраивается.Часто не может сдержать слезы. Плохо переносит ожидание. Не уверен в себе, в своих силах. Тревожный ребенок боится сталкиваться с трудностями. Не любит браться за новое дело.
Как помочь тревожному ребёнку? Работа с тревожными детьми
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
Работа с тревожными детьми над повышением его самооценки
Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь.
Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Как воспитать ребёнка уверенным в себе?
Работа с тревожными детьми и обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях
Тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто. И даже если ребенок заявляет вам, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
Нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.
Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Работа с тревожными детьми над снятием мышечного напряжения
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела Психологические игры для детей
Чтобы помочь тревожному ребёнку придерживайтесь в воспитании тревожных детей следующих правил:
Избегать публичных претензий и замечаний!
Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).
Почаще хвалить ребенка, гордиться им.
Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку. Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка.
Большое значение для тревожных детей имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
Нельзя угрожать тревожному ребенку наказаниями.
Последствия жестокого обращения с детьми
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.